Доступная среда - Проспект Паулиста, Бразилия
Введение
В центре финансового района бразильского мегаполиса Сан-Паулу с населением в 20 млн. человек был реализован выдающийся городской проект протяженностью 2,65 км. - Проспект Паулиста. Проспект построен в июле 2008 г. в соответствии с принципами доступной среды. После завершения строительства администрация города наблюдает повышение уровня безопасности и интенсивности пешеходного движения. Несмотря на ограниченность площади пешеходных зон и переходов, при проектировании проспекта компания «Ю-Ар-Би-2 Аркитетос» (URB2 Arquitetos) смогла учесть всю систему уличного движения.
Предполагалось, что этот проект станет моделью для строительства пешеходных зон в Сан-Паулу. В дополнение к необычайно детальному описанию проекта и рекомендаций по строительству, архитекторы из «Ю-Ар-Би-2» также составили перечень необходимых мероприятий по техническому обслуживанию, которые обеспечат устойчивое функционирование.
Проект был реализован в рамках обязательства Сан-Паулу по проведению политики содействия доступной среды в городской среде, которые город взял на себя в 2003г.
Описание
Авенида Паулиста является главной магистралью, проходящей через финансовый и торговый центр Сан-Паулу. По тротуарам шириной 9 метров в день проходят около 1 миллиона людей, направляющихся в финансовые центры, жилые башни, торговые и культурные центры. Улица имеет три полосы для движения автотранспорта (каждая шириной в 3 метра) и одну автобусную полосу (3,5 метра) в каждую сторону, отделенные разделительной полосой шириной 2,5 метра. В часы пик по проспекту проезжают до 250 автобусов и сотни мотоциклов и автомобилей в час. Под проспектом проходит основная линия метро, в пределах проектной зоны находятся четыре станции.
В июле 2008 г. администрация города Сан-Паулу и компания «Ю-Ар-Би-2 Аркитетос» завершили проектирование и реконструкцию 2,6 км. тротуаров и городского ландшафта для повышения удобства передвижения пешеходов. Проект создавался в соответствии с бразильским Законом о людях с инвалидностью и соответствующей политики города Сан-Паулу, которые вместе выступают за использование принципов доступной среды во всех проектах.
Вместо разбитых и неровных тротуаров из мозаичного камня были вложены пласты железобетона толщиной в 10 см, имеющие форму квадратных секций размером 4 на 4 метра, со сборными резиновыми уплотнениями, украшенными медными полосами. В условиях создания модуля достаточного размера цели секции могут сниматься для проведения подземных работ или полной замены. Точки доступа к подземной коммунальной инфраструктуре были по возможности усовершенствованны - в частности, они были объединены и перемещены в более удобных местах. Бетонные панели снимаются, были также использованы для общего доступа и установка непрерывных тактильных полос.
Контрастные цвета бетона и столбики обозначают углы пластов, сборные пандусы улучшают согласованность и предсказуемость движения; перегонные участки улицы и пешеходные переходы находятся на достаточном расстоянии от перекрестков, чтобы обезопасить пешеходов от столкновения с автомобилями, а тактильные полосы улучшают представление направления пути.
Пешеходные переходы обозначены широкими и хорошо видимыми полосами, а пандусы и тактильные полосы сконструированы для непрерывности движения пешеходов, что способствует их безопасности.
Доступная среда и опыт пользователей
Хотя работа над проектом ограничивалась пешеходной зоной проспекта Паулиста, архитекторы подошли к его созданию с осознанием того, что улица, которой пользуется так много людей, является частью большой «системы движения». Улицы и тротуары проспекта Паулиста соединяют автобусные остановки, стоянки, подземные станции метрополитена, и каждая из составляющих этой системы связана со всеми остальными. Если пешеходная зона будет в ненадлежащем состоянии, люди не будут пользоваться ею, что уменьшит надежность всей системы.
Имея это в виду, при проектировании проспекта Паулиста «Ю-Ар-Би-2 Аркитетос» определила ряд следующих целей:
- Доступность: обеспечение полной мобильности всех пешеходов, особенно пожилых людей и тех, кто имеет функциональные ограничения.
- Эстетичность: вклад в улучшение общего вида района, качества и целостности городского пространства.
- Безопасность: предоставление безопасной среды для всех.
- Целостность: прокладка легко понятных маршрутов между пунктами назначения.
- Содействие коммуникации: предусмотрено достаточно места для расширения возможностей взаимодействия людьми которые этим пользуются.
- Качественная доступная среда: предложение модели городского ландшафта всего города.
Эти цели и руководящие принципы проекта были дополнены некоторыми весьма конкретными задачами по перепроектированию: увеличить интенсивность пешеходного движения и уменьшить количество автотранспорта; уменьшить количество ДТП с участием пешеходов, сделать бетонное покрытие тротуаров стандартом для городского строительства и изменить представление об улице не только как места для проезда или прохода, но и общественного места и места для отдыха.
Наверное, наиболее спорным аспектом проекта стало использование тротуарного покрытия бетонными секциями 4 на 4 м вместо мозаичного камня. Некоторые считают мозаичный камень визитной карточкой Бразилии, хотя история его использования в Сан-Паулу не такая уж и долгая. Предыдущие мероприятия администрации Сан-Паулу обнаружили, что общественное мнение склоняется к замене мозаичного камня - это легло в основу предложения по использованию бетона. Хотя формальные общественные слушания по таким проектам не проводятся, к консультациям были привлечены различные бизнес-ассоциации (например, Ассоциация Paulista Viva).
Оценка
Положительные изменения в городском ландшафте проспекта Паулиста привнесли пешеходной среде новый уровень комфорта. Устранение опасных и неудобных дорожных поверхностей, а также выбоин на тротуарах, переходах и перекрестках способствовало тому, что движение пешеходов и транспорта стал более предсказуемым и безопасным.
Были редусмотрены многочисленные специальные преимущества для пользователей. Кроме того, что бетонная поверхность дороги более гладкая и не прерывается, также в ней удобнее делать люки для доступа к коммунальным системам, которые являются частью коммунальной инфраструктуры. Это позволяет сглаживать переходы в высоте крышек люков над уровнем дороги. В случаях, когда для расширения тротуара необходимо его разбирать, использование бетонных секций одного образца является более удобным, поскольку каждую секцию можно получить целой. На старых дорогах проводить ремонт на маленьких участках было гораздо сложнее; эта новая система обеспечивает высокий уровень качества дорожного покрытия.
Изменение цвета очень успешно использовано для сигнализации пешеходам об изменении условий движения - как правило, это используется на углах, чтобы проинформировать о перекрестке. Самым распространенным признаком является изменение цвета бетона на углу. При усиленном пешеходном движении использование таких знаков на большой площади является очень эффективным и полезным, особенно для людей с ограничениями зрения.
Несмотря на большую площадь тротуаров, на краях тротуаров на перекрестках и переходах также должно помещаться большое количество пешеходов. Для учета их интересов были установлены пандусы. Как правило, они расположены в линию друг за другом на одной стороне перехода, что позволяет пользователям переходить дорогу вместе с другими пешеходами, а не ждать, пока все пройдут, чтобы добраться до пандуса.
Недавняя Оценка, проведенная муниципальной компанией, занимающейся дорожным проектированием, показала увеличение интенсивности пешеходного движения в городе на 15%. В городе, включая район проспекта Паулиста, наблюдается увеличение количества велосипедистов, скейтеров, людей на инвалидных колясках и других колесных устройств. Кроме того, на проспекте Паулиста значительно уменьшилось количество ДТП с участием пешеходов.
Также была достигнута одна из целей проекта - разработать стандарт мощения тротуаров Сан-Паулу. После изучения мероприятий, проводимых на проспекте Паулиста, администрация города Сан-Паулу принял решение использовать такое покрытие для всех важнейших дорожных направлений города.
Городские объекты (автобусные остановки, общественные телефонные аппараты) не входили в сферу этого проекта, но весь город только выиграет от лучшей согласованности расположения этих элементов. Но важнее преобразование основных направлений дорожного движения в общественных местах и мест для отдыха для людей, живущих, работающих или посещающих город Сан-Паулу в Бразилии.
Элементы доступной среды
- Поверхность тротуара гладкая и без стыков.
- Тротуары достаточно широкие для людей, идущих на разной скорости.
- Места для отдыха, малой торговли, движения и связи.
- Контрастный цвет дорожной поверхности и тактильная разметка.
- Четкое обозначение перекрестков и пешеходных переходов.
- Непрерывный переход для облегчения движения через широкий проспект.
- Плавный перепад высоты и установленные пандусы.
Элементы экологической устойчивости
Съемные панели уменьшают количество строительных отходов при ремонте и модернизации.
В неплотных участках тротуара расположен дерева и клумбы.
Подробная информация о проекте
Название: перепроектирование тротуара проспекта Паулиста
Адрес: Сан-Паулу, Бразилия
Заказчик: администрация города Сан-Паулу
Стоимость строительства: 15 млн бразильских реалов (около 7 500 000. Долл. США)
Общая стоимость проекта: 16 300 000 бразильских реалов (включая дополнительные расходы на дорожное покрытие и затраты на проектирование)
Опыт сотрудников нашей компании позволяет правильно оценить потребности, подобрать оборудование по программе Доступная среда и разработать проект по Доступной среде, дать рекомендации, проконсультировать, ответить на Ваши вопросы. Мы проектируем и реализовываем комплексные решения с учетом разумной стоимости и безопасности, учитывая все Ваши пожелания и требования, в соответствии с ГОСТом и СанПиНом