Доступная среда - Первое инклюзивное отделение Сбербанка, Киев
Кратко об объекте
Сбербанк - разветвленная сеть учреждений.
Введение
Публичное акционерное общество «Государственный сберегательный банк» (сокращенно - Сбербанк)
На сегодня Сбербанк - единственный среди банков, который имеет закрепленную законом государственную гарантию сохранения вкладов граждан и их выдачи по первому требованию.
Также Сбербанк - первый в Восточной Европе банк, который открывает инклюзивные отделения, адаптированные для различных групп населения. Так, для свободного доступа людей с инвалидностью в отделениях банка предусмотрены: пандус, тактильная плитка, тактильные маркеры, кнопка вызова менеджера, банкомат и информационно-платежный терминал с тактильными маркерами, разъемом для наушников, программой для управления голосом. Для родителей с младенцами - возможность переодеть ребенка в удобном и безопасном месте и тому подобное.
Входные двери и внутреннее пространство отделения спроектировано таким образом, чтобы там свободно передвигалась человек на коляске. Зоны кассового и индивидуального обслуживания, зону ожидания и самообслуживания оснащены специально для клиентов на колясках, клиентов с нарушением зрения и слуха, стариков и тому подобное.
Описание
Историческая справка. Возникновение первых сберегательных структур на территории Украины, в Галичине, датированное второй половиной XVIII века. В Западной Украине сбережения частных лиц первыми принимали государственные окружные кассы губернаторства. 1783 во Львовском губернаторстве было основано 18 таких касс. На территории Восточной Украины сберегательных касс было немного и размещались они в основном в крупных городах. Первую сберегательную кассу открыли в Одессе в 1842 году.
В 1863 году начала работать Киевская городская сберегательная касса как отдельное учреждение. В 1864 г. Вкладчики имели уже городские сберегательные кассы Одессы и Харькова, в 1865 - Сумы, 1868 - Полтавы и Николаева.
С 1895 года по новому уставу сберегательные кассы официально начали называться государственными.
Первая мировая война негативно сказалась на финансово-банковской системе, а дальнейшее распределение территории государства привел к разрушению единой сети касс.
В период 1917 - 1921 лет сберкассы Восточной Украины было ликвидированы и восстановлено после вхождения Украины в СССР. В декабре 1922 г. организовывают работу сберкасс уже советского образца. Они полностью подчиняются Наркомфина, а их деятельность была направлена на привлечение денежных средств населения для решения государственных проблем. В 1923 году в Киеве организована Главная государственная трудовая сберегательная касса.
Дальнейшему развитию сберегательных касс помешала Вторая мировая война, которая вызвала закрытие и эвакуацию сберегательных учреждений, потерю книг вкладчиков и других документов. Ограничения по выдаче наличных по вкладам были сняты после 19 января 1944 года, и вклады начали выдавать по первому требованию вкладчика.
Существенные изменения в деятельности сберкасс произошли в 1963 году, когда сеть Гострудсберкасс СССР была передана Минфину Госбанка. В конце 70-х и особенно в 80-е годы стремительно растут доходы населения, и как результат, его сбережения.
Инфляция обусловила реформирования банковской системы 1988 года, и сеть сберкасс трансформировалась в учреждения Сбербанка СССР.
31 декабря 1991 Сбербанк зарегистрирован в Национальном банке Украины как самостоятельное банковское учреждение - Государственный специализированный коммерческий сберегательный банк Украины. После изменения устава в 2011 году банк стал называться публичным акционерным обществом «Государственный сберегательный банк Украины».
Введение Доступная среда и универсальный дизайн. По инициативе Сбербанка были спроектированы и построены отделения, в которых учтены принципы Доступной среды и универсального дизайна. Изменения коснулись не только зон клиентского обслуживания в отделении, но и внешнего дизайна.
Особое внимание уделено таким зонам, как: самообслуживание, кассового обслуживания, ожидания, индивидуального обслуживания клиентов, а также туалетной комнаты.
Для каждой зоны действуют хорошо продуманные параметры доступности и удобств. Это касается высоты и внешнего вида, а также расположение столов, окон, банкоматов, кресел, причинив тому подобное.
Клиенты с различными потребностями могут на равных пользоваться услугами банка и быть независимыми.
Оценка
При проектировании инклюзивных отделений был использован лучший отечественный и зарубежный опыт. К работе были привлечены архитекторы, дизайнеры и проектировщики, владеющих современными знаниями о доступной среде и универсальном дизайне. Также к разработке проекта и внедрения были привлечены консультанты из общественных организаций, защищающих права и интересы людей с инвалидностью.
Внедрение принципов Доступной среды существенно повлияло на количество посетителей. Стало гораздо больше клиентов и среди лиц с инвалидностью среди маломобильных граждан. Так, молодые мамы с детьми знают, что в помещении банка есть столик для пеленания, и им можно воспользоваться, уделить время своему малышу, если по времени визит затянулся.
Финансовые расходы на внедрение Доступной среды и универсального дизайна компенсировались за счет увеличения потока клиентов среди определенного сегмента населения.Руководители Сбербанка отмечают, что для них Достпная среда стала коммерчески рентабельным.
Элементы универсального дизайна, доступности и разумного приспособления
- Места парковки автомобилей, оснащены специализированным местом для парковки автомобилей, которыми пользуются лица с инвалидностью.
- Доступен вход, который учитывает особенности всех маломобильных групп населения (звуковой ориентир, пандус, предупредительные и направляющие маркеры).
- Тактильно-контрастные маркеры для людей с нарушениями зрения внутри помещения.
- Места обслуживания учитывают особенности клиентов различных нозологических групп (понижение высоты кассового окошка, наличие переговорного устройства, держатель для костылей).
- Банкомат, адаптированный для маломобильных групп населения (тактильные маркеры, разъем для наушников, программа управления голосом).
- Универсальная туалетная комната.
- Кнопка вызова менеджера.
Элементы Доступной среды
- Работники инклюзивного отделения банка - от кассира до управляющего отделением - изучали курсы жестового языка.
- В отделениях Сбербанка работают люди с инвалидностью, которые имеют высшее образование.
Сбербанк открыл дискуссионный клуб, где есть возможность обсудить вопросы, как каждый может сделать общество более инклюзивным, а также пообщаться в неформальной обстановке. Для многих работников банка этот клуб дает много новой информации о жизни людей с инвалидностью. С другой стороны - это возможность дать человеку с инвалидностью выразить свою точку зрения и быть вовлеченным в жизнь.
Опыт сотрудников нашей компании позволяет правильно оценить потребности, подобрать оборудование по программе Доступная среда и разработать проект по Доступной среде, дать рекомендации, проконсультировать, ответить на Ваши вопросы. Мы проектируем и реализовываем комплексные решения с учетом разумной стоимости и безопасности, учитывая все Ваши пожелания и требования, в соответствии с ГОСТом и СанПиНом