Доступная среда - Скоростной трамвай в Бордо, Аквитания, Франция
Кратко об объекте
Скоростной трамвай в Бордо, Аквитания, Франция
- новое строительство
- Завершено - в 2005
- Финансирование - государственное
Доступная среда: введение
Франция, в которой в 1980-е гг. по инициативе Европейского Союза новой популярностью пользуется рельсовый транспорт, до сих пор продолжает движение в этом направлении. Система скоростного трамвая в Бордо является хорошим примером современных систем рельсового транспорта в том, что касается легкости использования, эстетики и использования технологии бесшовного соединения поверхностей. Портовый город на берегу Атлантического океана был торговым центром еще со времен Римской империи - он отличается своим портом в форме полумесяца (Лунный порт) и расположением между океаном с одной стороны и знаменитыми виноградниками с другой. Исключительно высокий уровень и гармоничность архитектуры города были отмечены Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которая включила его в список Всемирного наследия. По количеству охраняемых сооружений (327) во Франции этот город уступает только Парижу. Трамвайная система Бордо была разработана, в частности, для защиты и дополнения исторического центра города.
Трамвайные пути проходят по улицам, но отделены от движения другого транспорта – но они пересекаются на перекрестках. Система скоростного трамвая состоит из трех линий и восьмидесяти девяти станций. Все трамвайные вагоны марки Alstom CITADIS 302 и 402 имеют элегантный дизайн, красиво окрашены, имеют большие окна, низкий пол и средства обслуживания. Легкорельсовый транспорт в Бордо также использует уникальную технологию подключения к электросети, при которой нет необходимости располагать сверху линии электропередач. Поэтому создается впечатление, что трамваи скользят через центр города магическим образом.
Проектирование и строительство линии заняли более десяти лет, до этого сложного и длительного процесса были привлечены граждане всех возрастов и возможностей.
Доступная среда: описание
Сначала в Бордо планировали построить сеть автоматического легкого метро (Vehicule Automatique Leger). Но из-за возражений со стороны общественности и опасения относительно безопасности прокладки туннелей, которые могли бы поставить под угрозу исторический облик города, было решено проложить сеть уличного трамваев, поскольку это привело бы к меньшему количеству разрушений. Органы местного самоуправления Бордо (включая администрацию города) начали подготовку плана строительства сети современного скоростного трамвая в 1997г.
Строительство трамвайной сети должно улучшить транспортную систему для Бордо и пригородов за счет использования самых современных технологий таким образом, чтобы сохранить архитектурную значимость центра Бордо. Трамвайные пути проходят как независимо от дорог (мимо засаженых газонов), так и вдоль проезжей части (но отдельно от них).
Сеть скоростного трамвая строилась в несколько этапов: на первом этапе, который длился в течение 2003-2005 гг., были проложены Линии А и В протяженностью более 25 км - на это было потрачено 686 млн. Евро. На втором этапе, который длился с 2007 по 2009 гг. Была сооружена линия С, обошлось в 598 млн. Евро. Три завершеных линии функционируют на ежедневной основе и перевозят около 55 000 000 пассажиров ежегодно. Сейчас ведутся дебаты относительно значительного расширения трамвайной системы и построения 4-й линии.
Линия A проходит с востока на запад, а после пересечения моста над рекой Гаронна и расходится на два направления - до северной и до восточной частей города. Линия В простирается с северо-востока к юго-западу. Линия С проходит с севера к юго-восточной части города. Было построено семнадцать (17) перехватывающих парковок общей вместимостью в 5 000 парковочных мест.
В историческом центре города 1,8 км. трамвайной дороги проходят без воздушной линии электропередач, зато напряжение подается через сложную технологию третьего контактного рельса, в которой проходит наземная линия электропередач (НЗЕ). Напряжение появляется в ней только при прохождении по ней трамвая, когда происходит контакт между рельсом и ползунком-токоприемником. Хотя прототип НЗЕ появился в Марселе, Бордо стало первым европейским городом, который начал широко использовать эту технологию и подтвердил ее надежность. В Бордо также стремятся расширить НЗЕ еще на 10,5 км. В случае сбоя питания НЗЕ наличие напряжения мгновенно обеспечивают батареи, размещенные в конструкции трамвая. Трамваи переключают с НЗЕ на воздушные линии электропередач на определенных станциях, причем таким образом, что пассажиры даже не замечают этого переключения.
Доступная среда: эксплуатация
После долгих консультаций с промышленниками Бордо решило приобрести 18 трамваев модели Alstom Citadis 302 длиной 32,9 м. И 52 трамвая модели Alstom Citadis 402 длиной 44 м. С низким полом. Общемировой практика- в городе ездят одновагонные трамваи, а во время пиковых часов их соединяют в большие составы. В общем, трамваи идут с интервалом в 4 минуты, а в часы пик - каждые 2 минуты.
Низкий пол обеспечивает легкую и быструю посадку в транспорт на каждой остановке. Вагоны Citadis 302 вмещает примерно 213 пассажиров, а Citadis 402 - 300 пассажиров. В каждой из моделей особое внимание уделялось конструкции и расположению стоек (вертикальных перил) и горизонтальных поручней.Контрастные цвета обеспечивают высокий уровень видимости. Автоматизированные визуальные и аудио объявления подаются с примерно шести экранов, расположенных таким образом, чтобы по крайней мере один всегда было видно из любой части трамвая.
Доступная среда: опыт использования
Среди пожилых людей, беременных, взрослых и детей с инвалидностью были проведены просветительские мероприятия. В результате была создана модель доступной, удобной, интуитивно понятной сети легкорельсового транспорта для местных жителей и гостей из других уголков Франции и из-за рубежа.
Пользователи начали участвовать в проекте на стадии концептуального планирования и схематичного проектирования, поскольку заказчик имел обязательства привлечь к этому процессу организации, представляющие людей с функциональными ограничениями. Кроме того, было проведено много временных и постоянных экспозиций проекта и общественных собраний. Администрация Бордо также открыла сайт для общественного обсуждения проекта, на котором создан тематические форумы.
Оценка
Трамвайная сеть с момента открытия ее трех линий пользуется большим успехом. Сейчас она обеспечивает 53% общего пассажиропотока Бордо и его окрестностей. В 2008г. Общественным транспортом воспользовалось 90 300 000. Пассажиров, из них 54 700 000. Пользовались трамваем. Это на 13,4% больше, чем в 2007г.
Если говорить об элементах доступной среды и универсального дизайна, определенная критика была вызвана тем, что внешние усеченные купола трамваев и внутренние рельса не были окрашены в ярко желтый цвет, как это делается в Великобритании и других частях ЕС для обеспечения самостоятельности и безопасности людей с ограничениями зрения.
Доступная среда: элементы универсального дизайна>
- Широкое привлечение пользователей / экспертов к обсуждению определенных элементов проекта.
- Тактильные карты, размещенные на входах в станции, вестибюлях и платформах.
- Хорошо заметна полоса, ведущей из входа на станцию в вестибюли, кассы и вниз к платформам.
- Уровень освещения меняется в зависимости от необходимости и от степени важности информации.
- Низкий пол трамваев способствует удобной и простой посадке не только людей с инвалидностью, но и детей, пожилых людей, женщин с детьми, людей, имеющих багаж на тележках и продуктовые тележки.
- Наличие многофункционального пространства, которое может использоваться для велосипедов, детских колясок или багажа.
- Вдоль трамвайных линий многие улицы являются пешеходными, въезд автомобилей в них запрещен.
- Хорошие акустические решения, которые способствовали низкому уровню внешних и внутренних шумов.
Элементы экологической устойчивости
- Инвестирование в легкорельсовый транспорт само по себе является экологическим, так как предлагает жизнеспособную, доступную альтернативу автомобильному транспорту, повышает мобильность, решает экологические проблемы и способствует тенденциям эффективного землепользования.
- Система рекуперативного торможения на трамваях накапливает энергию при торможении и сохраняет ее для использования тогда, когда вагон трогается снова.
Опыт сотрудников нашей компании позволяет правильно оценить потребности, подобрать оборудование по программе Доступная среда и разработать проект по Доступной среде, дать рекомендации, проконсультировать, ответить на Ваши вопросы. Мы проектируем и реализовываем комплексные решения с учетом разумной стоимости и безопасности, учитывая все Ваши пожелания и требования, в соответствии с ГОСТом и СанПиНом